Искусство любить (Эрих Фромм)

Теория любви [ ] 1. Любовь — разрешение проблемы человеческого существования Всякая теория любви должна начинаться с теории человека, человеческого существования. Хотя и у животных мы можем обна-. Он уверен только в прошлом, а что касается будущего, то он может быть уверен только в том, что рано или поздно он умрет. Это осознание себя как отдельной сущности, осознание краткости своего жизненного пути, осознание того, что он независимо от своей воли родился и против своей воли умрет; того, что либо он умрет раньше тех, кого он любит, либо они умрут раньше него; осознание своего одиночества и отчужденности, своей беспомощности перед силами природы и общества — все это превращает его одинокое, обособленное существование в настоящую каторгу. Переживание отчужденности порождает тревогу, и в конечном счете тревога всегда происходит от этого. Быть отчужденным — значит быть отрезанным от мира, не имея возможности воспользоваться своими человеческими силами. Поэтому быть отчужденным — значит быть беспомощным, неспособным активно воздействовать на окружающий мир, на вещи и людей; это значит, что мир может посягнуть на мои права, а я не смогу защититься.

Эрих Фромм. 12 книг - файл Фромм Э_Избранное.

Многие его книги, написанные живым ярким языком, становились бестселлерами: Эрих Фромм В ней он сравнивает две противоположные формы любви: Любовь плодотворная предполагает по отношению к любимому человеку проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение. Такая любовь возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения.

Неплодотворная любовь направлена на то, чтобы подчинить себе объект любви и держать его под контролем.

Интересные рецензии пользователей на книгу Искусство любить Эрих Фромм: вы способны любить без требований,ревности,способны отдавать и.

Действительно ли любовь — искусство? Если да, то она требует труда и знаний. В этой книжке мы исходим из первого допущения, в то время как большинство в наши дни, несомненно, принимает второе. Не потому, что эти люди не относятся к любви серьезно. Напротив, они жаждут любви, они смотрят бесчисленное множество фильмов о счастливой и несчастной любви и слушают сотни пошлых любовных песенок — однако вряд ли кто-нибудь из них догадывается, что в любви нужно чему-то еще и учиться.

В основе такой установки лежит, как правило, одно или несколько предубеждений, поддерживающих ее. Для большинства проблема любви — это прежде всего проблема того, как быть любимым, а не того, как любить самому, то есть не проблема способности любить. Таким образом, вопрос для них в том, как сделать, чтобы их любили.

К этой цели они стремятся по-разному. Один путь, особенно характерный для мужчин, состоит в том, чтобы преуспеть в жизни, добиться власти и богатства, насколько позволит социальное положение. Есть и другие способы сделать себя привлекательными — ими пользуются и мужчины, и женщины: Многие способы заставить любить себя — те же, которые используются, чтобы добиться успеха, завоевать друзей и авторитет.

В действительности большинство людей нашей культуры под способностью внушать любовь понимают некую смесь обаяния и сексуальной привлекательности - .

Эта книга, как раз напротив, ставит целью показать, что любовь - не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Она хочет убедить читателя, что все его попытки любви обречены на неудачу, если он не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; что удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины.

В культуре, где эти качества редки, обретение способности любить обречено оставаться редким достижением. Пусть каждый спросит себя, как много действительно любящих людей он встречал. Однако сложность задачи не должна сдерживать стремления познать как эти сложности, так и условия их преодоления.

Цитата номер из книги «Искусство любить» - «Признав любовь Эрих Фромм Признав любовь деятельностью, мы сталкиваемся, однако, ревность, честолюбие, всякого рода жадность – это страсти; любовь же.

Это наиболее фундаментальное влечение, это сила, которая заставляет держаться вместе членов человеческого рода, клана, семьи, общества. В соответствии с гуманистическим толкованием любви, любовь коренится в глубинах человеческого бытия и является естественным свойством человека. Причиной любви Фромм называл переживание одиночества и желание его преодолеть посредством переживания единства. Любовь не сводится к одним эмоциям, чувствам или просто к физиологическим процессам; любовь — это, главным образом, практическая деятельность.

Фромм утверждал, что активный характер любви проявляется в умении давать, которое свидетельствует о жизнеспособности, служит источником радости и счастья. Когда человек любит, он посвящает другому человеку свою жизнь: Само по себе это составляет особое наслаждение.

ЭРИХ ФРОММ: О РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ НАСИЛИЯ

Эрих Фромм о любви к себе Любовь к себе 1 Хотя никто не возражает против применения понятия любви к различным объектам, широко распространено мнение, что, в то время как любить других — добродетель, любить себя — грех. Эта точка зрения имеет в западном мышлении глубокие корни. Фрейд описывает любовь к себе с точки зрения психиатрии, и тем не менее смысл его суждения тот же, что и у Кальвина.

Для него любовь ж себе — это то же,.

глазами, чем устами. Поль Декурсель Любовь - это единственный разу. В ревности больше себялюбия, чем любви. - Женщина лишь Эрих Фромм.

Эрих Фромм - Искусство любить: Любовь и её распад в современном обществе Если любовь это способность зрелого, созидательного характера, то отсюда следует, что способность любить у индивида, живущего в какой либо определенной культуре, зависит от влияния этой культуры на характер обычного человека. Если мы говорим о любви в современной западной культуре, мы должны отметить, способствует ли социальная структура западной цивилизации и соответствующий этой структуре дух развитию любви.

Если так поставить вопрос, то придется ответить на него отрицательно. Объективное наблюдение за нашей западной жизнью не вызывает сомнения, что любовь — братская любовь, материнская любовь и эротическая любовь, это относительно редкое явление, и их место занято неким количеством разных форм псевдолюбви, которые, на деле, являются многочисленными формами разложения любви. Капиталистическое общество основано на принципе политической свободы, с одной стороны, и принципе рынка, как регулятора всех экономических, а следовательно, и социальных отношений, с другой.

Товарный рынок определяет условия, при которых происходит обмен товаров, трудовой рынок регулирует занятость работой и продажу труда. Как полезные вещи, так и полезная человеческая энергия и навыки превращаются в товары, которые обмениваются без применения силы и без обмана согласно условиям рынка. Туфли, хотя они могут быть пригодны и надежны, не имеют экономической ценности обменной ценности , если на них нет спроса на рынке; человеческая энергия и навыки не имеют обменной ценности, если при существующих рыночных условиях на них нет спроса.

Владелец капитала может купить труд и заставить его приносить прибыль своему капиталу.

Эрих Фромм: высказывания о любви.

Проблематике любви посвящены исследования многих известных психологов, в том числе Э. Особенности этого чувства определяются личностью человека, который любит, а также тем, кто является объектом любви. Любовь, вырастая из природных источников, становится общественно-обусловленным чувством. Этот вид отношений между людьми не предусматривает отношений господства и повелевания одного человека над другим, а беспрекословное подчинение ему чуждо.

Любовь рассматривают в двух плоскостях:

Цитата из книги Эриха Фромм «Искусство любить» Зависть, ревность, амбиции, любо алчности - всё это страсти; любовь может проявляться.

Смотреть полностью Эрих Фромм: Отношения любви основаны на желании расти и развиваться через их проживание, и на желании того, чтобы то же самое делал партнер. То, что положительно влияет на переживания любимого, приветствуется — частично потому, что оно обогащает любимого ради него самого, а частично потому, что это делает его более стимулирующим компаньоном по жизни.

Если человек самодостаточен, он может даже принять те переживания, в связи с которыми любовник"вырастает" из него, если это то направление, которое должно принять самоосуществление любимого. Если два человека надеются полностью реализовать свой потенциал как человеческих существ — одновременно и вместе, и порознь — тогда они создают такую близость, которая включает, вместе с доверием и участием, надежду, независимость, открытость, смелость, способность рисковать и любовь.

Когда мы говорим о желании интимности, которая уважает целостность любимого, мы естественным образом думаем о классической работе Эриха Фромма"Искусство любви". Фромм убежден, что мужчина или женщина может достичь любви только в том случае, если разовьет себя до того уровня, на котором может существовать как целостная и уверенная личность.

Эрих Фромм - Гуманистический психоанализ

Эта книга, как раз напротив, ставит целью показать, что любовь - не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Она хочет убедить читателя, что все его попытки любви обречены на неудачу, если он не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; что удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины.

В культуре, где эти качества редки, обретение способности любить обречено оставаться редким достижением.

ревность — это крайняя форма эгоистического стремления к обладанию как указывает Фромм, истинная любовь к самому себе противоположна эгоизму. Не случайно говорят, что ревность означает смерть любви, поскольку ни . Из книги Величие и ограниченность теории Фрейда автора Фромм Эрих.

Любовь — разрешение проблемы человеческого существования Всякая теория любви должна начинаться с теории человека, человеческого существования. Хотя и у животных мы можем обнаружить любовь или, скорее, нечто на нее похожее, однако привязанности животных относятся главным образом к области инстинктов; но только остаточные обнаружения этих инстинктов можно наблюдать у человека. Он уверен только в прошлом, а что касается будущего, то он может быть убежден только в том, что рано или поздно он умрет.

Это осознание себя как отдельной сущности, осознание краткости своего жизненного пути, осознание того, что он независимо от своей воли родился и против своей воли умрет; того, что либо он умрет раньше тех, кого он любит, либо они умрут раньше него; осознание своего одиночества и отчужденности, своей беспомощности перед силами природы и общества — все это превращает его одинокое, обособленное существование в настоящую каторгу.

И если он не сможет освободиться от этой каторги, выйти на волю, не сможет объединиться каким-то образом с людьми и внешним миром, он сойдет с ума. Переживание отчужденности порождает тревогу, и в конечном счете тревога всегда происходит от этого. Быть отчужденным — значит быть отрезанным от мира, не имея возможности воспользоваться своими человеческими силами. Поэтому быть отчужденным — значит быть беспомощным, неспособным активно воздействовать на окружающий мир, на вещи и людей; это значит, что мир может посягнуть на мои права, а я не смогу защититься.

Психическое заболевание или свобода выбора: любовь по Дарвину, Энгельсу, Фрейду и Фромму

Эрих Фромм Искусство любить Чтение этой книги принесет разочарование тому, кто ожидает доступной инструкции в искусстве любви. Она хочет убедить читателя, что все его попытки любви обречены на неудачу, если он не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; что удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины. В культуре, где эти качества редки, обретение способности любить обречено оставаться редким достижением.

Пусть каждый спросит себя, как много действительно любящих людей он встречал. Однако сложность задачи не должна сдерживать стремления познать как эти сложности, так и условия их преодоления. Чтобы избежать искусственных усложнений, я старался изложить проблему на языке столь доступном, сколь это возможно.

Поэтому люди не могут не ревновать друг к другу, и эта взаимная ревность и соперничество будут продолжаться, даже если исчезнут все их.

По мнению Фромма, первый шаг в достижении этого искусства — осознание, что если хотим научиться любить, важно поступать точно так же, как если бы хотели научиться любому другому искусству: Второй шаг — это овладение практикой. После длительной практики знание и навык соединятся в одно — в интуицию, что и будет подлинным мастерством. Третий шаг, который выделяет Фромм — сосредоточенность, полная самоотдача себя, своих сил и мыслей этому мастерству.

Овладевая этим искусством, совершенствуя свое мастерство человек, обретает способность любить. Фромм разделяет понятия быть любимым и самому любить. При этом любить самому — это значить быть способным любить. Быть способным любить - это зрелая любовь, а стремление быть любимым — незрелая.

Понятие любви в теории Эриха Фромма

Салас Соммэр Дарио 1. ревность включает в себя целую гамму чувств, от тех, что испытывает обманутый любовник, до переживаний мужа, подозревающего, что другие мужчины обращают слишком пристальное внимание на его любимую. Существует множество форм поведения, которые можно квалифицировать как ревность, начиная от вполне нормального и кончая патологическим.

Источник Эрих Фромм. Искусство любить. Зависть, ревность, честолюбие, любо жадности — это страсти; любовь — это действие, реализация.

При такой ориентации проблема любви состоит почти исключительно в том, чтоб"быть любимым", а не в том, чтоб любить. Такие люди склонны к неразборчивости в выборе предмета любви, потому что быть любимыми кем-то — это для них такое захватывающее переживание, что они"бросаются" за всеми, кто предлагает им любовь или то, что похоже на любовь. Они чрезвычайно чувствительны ко всякому отдалению или отпору со стороны любимого человека. Такова же их ориентация и в сфере мышления: Для этих людей характерно, что их первая мысль — найти кого-то другого, кто даст им нужную информацию, вместо того, чтобы самим сделать хоть малейшее усилие.

Если это люди религиозные, то их понятие о Боге таково, что они ждут всего от него, и ничего от собственной активности. Не будучи религиозными, они относятся к людям и институтам совершенно так же:

1.6, Нарциссизм и ревность

Супругой Дарвина стала его кузина Эмма Веджвуд. Мэри стала его гражданской партнершей: Настоящую же любовь может познать только зрелый человек, который умеет любить.

Эрих Фромм страха, соревнования, клептомании, творчества, игры, зависти, общительности, скрытности, чистоты, скромности, любви, ревности – в.

В любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает человеку проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нем хорошее, положительное, ценное. Это высший синтез смысла существования человека. Только любя, отдавая себя другому и проникая в него, я нахожу себя, я открываю себя, я открываю нас обоих, я открываю человека. Так происходит не столько по причине того, что очень многие профессии не допускают существования установки на любовь, сколько потому, что ориентированное на производство и потребление товаров алчное общество таково, что только редкий нонконформист способен еще как-то от него уворачиваться.

Тот, кто серьезно озабочен любовью как единственным рациональным ответом на проблему человеческого существования, должен таким образом прийти к заключению о необходимости важных и радикальных изменений в нашей социальной структуре, если мы хотим, чтобы любовь сделалась общественным, а не предельно индивидуалистическим и маргинальным явлением. Уважение исключает использование одного человека в целях другого.

Я хочу, чтобы тот, кого я люблю, имел возможность развиваться по-своему, а не ради того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую свое единение с ним как с таковым, каков он есть, а не с тем, кто нужен мне как объект, которым я пользуюсь. Ясно, что уважение возможно только в том случае, если я сам достиг независимости; если я могу стоять и идти без костылей, без необходимости использовать и эксплуатировать кого-то еще.

Если двое чужих друг другу людей, какими все мы являемся, вдруг позволят разделяющей их стене рухнуть, этот момент единства станет одним из самых волнующих переживаний в жизни. В нем все наиболее прекрасное и чудодейственное для людей, которые были прежде разобщены, изолированы, лишены любви.

AudioBook: Ерих Фромм: Искусство Любить: исследование природы любви / 2

Хочешь узнать, как действительно справиться с проблемой ревности и вычеркнуть ее из своей жизни? Кликай тут чтобы прочитать!